5. Сведения об оснащенности образовательного процесса
Характеристика зданий: учреждение расположено в 2 зданиях, соединенных переходом, построенных по типовому проекту. Общая площадь 1663,5 кв. м; площадь групповых помещений – 1357 кв. м. Площадь земельного участка составляет 6 668 кв.м.
МКДОУ "Д/с № 17" расположено в микрорайоне удаленном от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий. Территория учреждения ограждена забором и полосой зеленых насаждений. На земельном участке МКДОУ "Д/с № 17" выделяются функциональные зоны: зона застройки, зона игровой территории, хозяйственная зона, спортивная площадка.
Зона застройки включает основное здание, расположенное в центре земельного участка. Игровая территория включает в себя: 10 групповых площадок с комбинированным покрытием. Групповые площадки ясельных групп расположены в непосредственной близости от выходов из помещения этих групп. Для защиты детей от солнца и осадков на территории групповых площадок установлены 10 теневых навесов. Игровые площадки оборудованы с учетом высокой двигательной активности детей в играх – крупными строительными наборами, качалками, лесенками. Все оборудование соответствует возрасту и росту детей. Имеется экологическая площадка на территории (цветники, огород).
На территории МКДОУ расположены:
общая физкультурная площадка, которая состоит из:
зоны с оборудованием для подвижных игр, зоны со спортивными снарядами, беговой дорожки, полосы препятствий;
экологическая площадка (цветники, огород)
Окна всего помещения детского сада заменены на пластиковые.
Столы и стулья в комплекте и кровати подобраны в соответствии с ростом детей и установлены по количеству воспитанников.
В детском саду имеется:
- музыкальный зал – 1
- кабинет музыкальных руководителей -1
- кабинет учителя-логопеда – 4
- кабинет учителя-дефектолога –1
- кабинет педагога-психолога – 1
- медицинский кабинет – 1
- методический кабинет – 1
- кабинет заведующей -1
- пищеблок -1
- прачечная – 2 (постирочная и гладильная комнаты )
- кабинет заместителя заведующей по АХР -1
Все кабинеты оснащены современным оборудованием, обеспечены необходимым учебно-наглядным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.
Обеспеченность учебно-наглядными пособиями (в %): 80%.
Обеспеченность спортивным инвентарем (в %): 80%.
Наличие литературы: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература (в %): 80%.
Наличие современныех технических средств: мультимедийное оборудование, ламинатор, брошуратор, ксерокс, телевизор-2, DVD-2, музыкальный центр-2, магнитофоны-3
Наличие компьютерной техники: 5 персональных компьютеров, 10 ноутбуков, персональный сайт МКДОУ "Д/с № 17" в Интернете.
Оборудование в основном отвечает современным требованиям.
Методический кабинет укомплектован учебно-методическим материалом в достаточном количестве, имеется библиотека педагогической, справочной и детской литературы; является центром методической работы в детском саду. Особое место занимают материалы, отражающие лучший опыт педагогов МКДОУ "Д/с № 17", которые принимают активное участие на методических объединениях города: для заведующих, заместителей заведующих по УВР, учителей-логопедов, учителей – дефектологов, педагогов-психологов. Педагоги МКДОУ "Д/с № 17" - участники городских конкурсов и конференций.
В соответствии с идеей гуманизации педагогической работы с детьми в МКДОУ "Д/с № 17" созданы условия для целостного разностороннего развития детей на основе принципов построения развивающей среды (А.В. Петровский), соответствуют рекомендациям «Программы воспитания и обучения в детском саду» в новой редакции, реализуемой в группах дошкольного учреждения и ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы.
В МКДОУ "Д/с № 17" созданы условия для развития детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет) и развивающая среда для детей от 3 до 7 лет. Среда обеспечивает безопасность жизни детей, способствует их физическому, познавательно-речевому, художественно – эстетическому и социально – личностному развитию:
• Наличие материала по познавательно-речевому направлению: дидактический и игровой материал, плакаты, комплекты сюжетных картин, учебно-наглядные пособия, диафильмы, видеоматериал, методическая, познавательная и художественная литература, энциклопедический материал. Художественная литература имеется по литературным жанрам: сказки, стихотворения, легенды, рассказы, фольклор, басни
• Наличие материала по физическому воспитанию: спортивный инвентарь - мячи, обручи, скакалки, гимнастические снаряды (стенки), маты, ортопедические мячи и прочее, материал для корригирующих упражнений – «дорожки здоровья», ребристые доски, массажные коврики, и др. Физкультурный зал совмещен с музыкальным и оборудован полностью, в соответствии с программными требованиями и санитарными требованиями.
• Наличие материала по художественно-эстетическому направлению: методическая, познавательная и художественная литература, комплекты картин и репродукций известных живописцев, учебно-наглядные пособия, альбомы, игровой и дидактический материал, наглядно-дидактические пособия, материал по декоративно-прикладному искусству, графике, живописи и архитектуре.
• Наличие материала по социально-личностному направлению: методическая, познавательная и художественная литература, дидактический, игровой и развивающий материал, плакаты и наглядно-дидактические пособия, макеты, уголки настроения и релаксации, зоны по основам безопасности жизнедеятельности и эмоциональному развитию, материал кружковой работы и прочее.
• Наличие материала по подготовке детей к школе: методическая, познавательная, энциклопедическая, художественная литература; игровой, дидактический, развивающий материал, плакаты, альбомы; материал зон по развитию речи и занимательной математики, познавательных зон и прочее.
В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды учитывается:
· выполнение требований СанПинов с целью оптимизации условий развития и эмоционального благополучия ребенка;
· выделение и оснащение специальных помещений для развития детской деятельности;
· создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей, в том числе организация «уголков уединения»;
· полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребенка.
Организация и размещение предметов развивающей среды осуществлены рационально, логично и удобно для детей, отвечают их возрастным особенностям и потребностям. Расположение мебели, игрового материала и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта и позволяет детям свободно перемещаться. Предметно-развивающая среда в МКДОУ "Д/с 17" отвечает художественно-эстетическим требованиям.
Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеет отличительные признаки. В группах раннего возраста выделено большое открытое пространство, где детям предоставлена возможность играть
× крупными игрушками-двигателями,
× уголки для развития сенсорики и мелкой моторики,
× бытовые игровые уголки,
× уголки ряженья.
Во всех группах в соответствии с новыми СанПинами удалены «зеленые зоны» с различными видами растений и предметами ухода за ними, материалами для наблюдений и экспериментирования.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельно активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности:
· игровой
· двигательной
· изобразительной
· театрализованной
· конструктивной и т.д.
· содержатся материалы для развивающих игр и занятий.
Оборудованы так называемые «функциональные помещения»: «мастерские», «студии», где расположен разнообразный игровой и дидактический материал для самостоятельной детской деятельности.
Наличие оборудования и инвентаря: мебель по количеству и возрасту детей, все центры оборудованы мебелью (передвижные и стационарные шкафчики, тумбочки), игровая мебель.
Предметно–пространственная среда доступна для освоения детьми. В соответствии с их пожеланиями и предложениями, а также по мере прохождения образовательной программы в нее вносятся изменения:
· украшающие элементы;
· предметы для экспериментирования;
· предметы–заместители;
· природный и бросовый материал для изготовления поделок, игрушек;
· элементов театральных костюмов;
· атрибутов для сюжетно–ролевых игр.
Материал вносится для самостоятельного освоения детьми после изучения его на занятиях.
В МКДОУ "Д/с 17" функционирует музыкально-физкультурный зал, оснащенный спортивным оборудованием. Для создания эмоционального настроя детей в зале имеется:
· фортепиано;
- синтезатор;
· магнитофон;
- проектор;
· спортивный инвентарь и оборудование.
· спортивно–игровым оборудованием;
· нестандартным:
× батуты
× тоннели
× фитнес–мячи
× мячи–хопы
× мягкие модули
× тренажеры, велотренажеры
× «сухой бассейн»
· оборудование для волейбола и баскетбола;
· разнообразен выбор атрибутов для общеразвивающих упражнений, основных видов движений, подвижных игр.
· для профилактики плоскостопия изготовлена «Дорожка здоровья» с нестандартными элементами (камешки, пробки, рейки, резиновые шипованные коврики и пр.) для массажа активных точек стопы.
Созданы условия для музыкального развития детей.
Имеется просторный, эстетически оформленный музыкальный зал, оборудованный:
· музыкальным центром;
· детскими музыкальными инструментами;
· фортепиано;
· аккордеоном;
В целях художественно-эстетического развития детей в группах имеются мини-изостудии, оснащенные:
· столами для рисования;
· мольбертами;
· различными материалами и средствами для изобразительной деятельности
В МКДОУ "Д/с № 17" также созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, имеются специальные помещения для коррекционной работы с детьми.
Для проведения диагностической и развивающей (коррекционной) работы с детьми в МКДОУ "Д/с № 17" имеются:
· кабинет педагога-психолога, где собраны диагностические методики, развивающие программы, дидактические игры и пособия, консультативный материал для родителей и педагогов. Кабинет оснащен фиброптическим душем, пузырьковой колоной, тоннелем "Бесконечность", столом для песочной терапии,
4 кабинета логопедов и 1 кабинет дефектолога оснащенные необходимыми материалами и оборудованием для проведения корреционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также дидактическим оборудованием для дополнительного образования.
В МКДОУ "Д/с № 17" созданы медико–социальные условия.
Медицинское обслуживание детей обеспечивает старшая медицинская сестра. Органами здравоохранения за детским садом закреплен врач-педиатр. Медицинский персонал несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Медицинские услуги в пределах функциональных особенностей медицинского работника оказываются в МКДОУ "Д/с № 17" бесплатно.
Медицинская работа в МКДОУ "Д/с № 17" проводится согласно плана работы:
· план профилактических прививок выполнен на 100%,
· проведена диспансеризация детей,
Имеется медицинский кабинет. Общее санитарно–гигиеническое состояние соответствует требованиям Сан ПиНов, получена лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Старшая медицинская сестра постоянно осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим режимом в МКДОУ "Д/с № 17", согласно требованиям СанПиНов, принимает активное участие в физическом развитии детей: контроль за проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок.
Оформлена вся необходимая документация согласно требованиям и рекомендациям РосПотребназдора, весь персонал учреждения проходит необходимый медицинский осмотр.
Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в МКДОУ "Д/с № 17" разработан и используется мониторинг состояния здоровья воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений в их здоровье. Изучение состояния физического здоровья детей осуществляется инструктором по физическому воспитанию и медицинскими работниками.
Организация питания
В МКДОУ "Д/с № 17" организовано 4-х разовое питание детей в возрасте с 1 года до 3-х лет и 3-х разовое для детей в возрасте с 4-х до 7-ми лет с соблюдением питьевого режима, калорийности блюд, с учетом индивидуальных особенностей детей. Организация рационального питания в МКДОУ "Д/с № 17" основана на соблюдении утвержденных наборов продуктов и осуществляется в соответствии с 10-ти дневном меню, в котором представлены разнообразные блюда, исключены повторы. В период между завтраком и обедом дети получают соки или витаминизированные напитки. В ежедневный рацион питания включены фрукты и овощи Поставка продуктов осуществляется на основе договоров поставки с ООО «Комбинатом школьного питания» и индивидуальными предпринимателями. В детском саду имеется перспективное меню, картотека блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов, разработаны новые технологические карты с учетом требований САНПиН. Бракераж готовой продукции проводится регулярно с оценкой вкусовых качеств.
Старшая медицинская сестра систематически контролирует приготовление пищи, объем продуктов, время закладки продуктов в котел, раздачу пищи по группам и в группах, качество приготовления пищи. Осуществляется регулярный медицинский контроль за условиями хранения продуктов и сроками их реализации, санитарно-эпидемиологический контроль за работой пищеблока и организацией обработки посуды.